Главная

Псковская земля

Историческое значение Пскова и его земель общепризнанно. Псковская область развивалась на стыке культур и цивилизаций, что и определило  ее своеобразие и особую судьбу.

Здесь столетиями проходила западная граница Руси, здесь, на льду Чудского озера Александр Невский остановил яростный «натиск на восток» немецких рыцарей.

Из села Выбуты близ Пскова в 903 году киевский князь Игорь взял себе в жёны будущую Равноапостольную княгиню Ольгу.

Если отъехать от Пскова, можно встретить множество памятников и мест, связанных с историей России. Это городища  Камно, Труворово городище Старого Изборска, Борохново у поселка Палкино, Ржева Пустая в Бежаницком районе, Городец на Ловати под Великими Луками. До сих пор свидетелями славы, богатства, величия и духовной силы вольного вечевого города остаются каменные крепости в ИзборскеПорховеПечорах.

Во многих местах Псковской области сохранились памятники уникальной псковской архитектурной школы церковного зодчества. Древние псковские храмы стоят в деревне Устьепогосте Камно, погосте Мелетово Псковского района, Изборске, Гдове,ОстровеПорхове и многих других местах.

Псковщина является родиной многих выдающихся людей, философских концепций и художественных произведений, составивших славу русской и мировой культуры. Именно тут в конце XV века старцем Елеазаровского монастыря Филофеем в письме Великому князю Московскому Василию III впервые была сформулирована идея о Москве, как о центре христианского мира: «Два Рима пали, а Третий стоит».

Дворянские усадьбы XVIII – нач. ХХ века, связаны с именами Василия Татищева, Софьи Ковалевской, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Блока, Дмитрия Философова. Пушкинские горы, где расположено имение родителей Александра Сергеевича Пушкина Михайловское и в котором он провел несколько лет и создал множество значительных произведений, являются одной из наиболее известных достопримечательностей Псковского края.

НЕМНОГО ОБ ОКРЕСТНОСТЯХ

Выбуты. Выбуты, или, по-местному, Лыбута, находятся от Пскова в пятнадцати километрах вверх по Великой. Выбуты — родина княгини Ольги, жены князя Игоря, матери Святослава, бабки былинного Владимира — Красное Солнышко, мудрой правительницы Руси. Легенда рассказывает, что здесь Ольга, будучи простой девушкой, перевозила Игоря через реку. Выбуты были очень важны для Древнего Пскова: здесь находилась переправа через Великую — брод, который до сих пор используется местным населением. На самом берегу, обозначая место переправы, имевшей стратегическое значение, была поставлена церковь св. Илии Пророка. Церковь очень проста — одноглава, с одной апсидой. Плоские вертикальные выступы лопаток делят каждую сторону на три части. Щелевидные окна-бойницы создают замкнутость. Но на боковых стенах вверху оставлены большие окна; стены смягчены светотенью нескольких нишек, которая дополняет легкую ленку беленой каменной кладки. Двухпролетная звонница стоит обособленно. Она выставлена на северо-запад — к переправе, но отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. А он вырастает из полевых цветов — простой, цельный, белостенный, большеголовый, а за ним и вверху — глубокие небеса. Каждый раз его видишь по-новому и каждый раз воспринимаешь как чудо.

Дата строительства памятника неизвестна. По архитектуре его можно отнести к XV веку. Но в Третьяковской галерее имеется образ Ильи из церкви в Выбутах, который датирован XIII веком. Следовательно, какая-то церковь стояла здесь издревле.

Мелетово

В деревне Мелетово сохранился уникальный памятник псковской школы церковного зодчества — церковь Успения Богородицы (1462—1463), типичный для псковских храмов XV века. В то время основным типом здания церкви в Пскове стал трехабсидный кубический храм с одной главой, установленной на четырех столпах. В угловых частях западного деления вверху зачастую устраивались небольшие помещения — так называемые палатки, соединявшиеся между собой узкими деревянными хорами с лестницей. Глава возводилась на повышенных подпружных арках. Церковь в Мелетово это наиболее ранний и наилучше сохранившийся образец такого здания.

После удачной реставрации можно видеть в натуре почти все его первоначальные формы. Абсида и верх барабана мелетовской церкви украшены уже классическим псковским орнаментом, оставшимся характерным для Пскова почти до XVIII века, но окна и циркульные бровки над ними еще не приняли типичных псковских очертаний и напоминают новгородские. Перед входом в мелетовский храм был притвор, который позднее перестраивался. Неизвестным остается устройство и формы первоначальной звонницы. На стенах и сводах церкви уцелели драгоценнейшие фрагменты росписи того же времени. Недавно все остатки фресок полностью расчищены от покрывавшей их более поздней штукатурки.

Устье

Церковь Николы в Устье — один из лучших псковских памятников XV века. Стоит она на левом берегу, но не на круче, а сразу за нею, там, где река выходит в озеро. Далеко видная с озера церковь служила указателем пристани и открывала водную дорогу во Псков. Место, на котором стоит Никола в Устье, не только красиво — оно было и очень важно для Пскова. Недаром сюда, так же как и к броду в Выбутах, и в XV и в XVII веках псковичи высылали заставы. «А псковских стрельцов з заставными головами на заставах — по 5 человек на заставе, а живут попеременяясь понедельно» (См. Морозкина Е. Псковская земля. М., 1986).

Церковь небольшая, а кажется монументальной. У нее одна глава, три апсиды, традиционное покрытие на восемь скатов, традиционная разбивка наружных стен на три части лопатками, соединенными вверху лопастными кривыми, традиционный декор. Но есть особая весомость и значительность всех форм. Внутри ощущается толщина стен, их надежность, каменность и вместе с тем некоторая затесненность, хотя в центре своды подымаются ступенями арок, а барабан, на котором покоится небольшой купол, строен и светел. Но столбы кажутся низкорослыми, они скруглены только на высоту человеческого роста, на них давит каменный массив. Квадратные устои расширяются кверху, чтобы уменьшить диаметр купола. Побеленные стены в неровностях, очертания окон и ниш неправильны, но в этом есть своя архаическая красота. Кое-где видны остатки фресок.

Камно

Камно находится в восьми километрах от Пскова. Это древнее городище у истоков реки Каменки, а церковь Георгия построена рядом на кладбище. Стены церкви древние, верх был переделан. Церковь Георгия посвящена московскому святому, что нечасто встречается во Пскове. В 1948, 1949 и 1951 годах на городище Камно работала археологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством С. А. Таракановой. Экспедиция установила, что поселение на городище существовало тысячу лет с начала нашей эры до XI—XII веков. Потом оно перешло на соседний погост Камно. Камно прославилось сражениями псковичей с иноземцами. То те, то другие становились «станами на Камне». В 1238 году псковичи «избиша Литву на Камне». В 1341 году «немцы приидоша к Изборску», а псковичи «перебродившеся через Великую сташе… на Камне». В 1407 году произошло трагическое «Каменское побоище», когда «князь мастер [магистр Ливонского ордена] собрал силы многие… месяца августа… а псковичи без пригородов поидоша противу им… и постигоша их за Каменом на Лозоговицком поли… и много бившеся, одолеша немцы, а псковицы по-бегоша. И убиша на ступе Елентия посадника, и Карта-ча посадника, и Панкрата посадника, и бояр много и всех людей избиша 700 человек, и паде тогда и немец много».

Если обогнуть правый берег и выйти по другой стороне на уровень городища, то под ногами увидишь отдельные пни давно сведенного парка, а у самого обрыва — вытянутый каменный фундамент дома. Это было имение Яхонтовых, в котором бывал Пушкин. Семья Яхонтовых дала и музыканта и поэта. Из окон дома открывался вид на церковь, на городище, на пустынную пойму Каменки. Сейчас на месте усадьбы и далеко вокруг него — голый луг, и только на склоне оврага сохранилось несколько кустов сирени.

Изборск

Крепость Изборск находится в тридцати километрах к западу от Пскова. Она стоит на высоком холме (на Жиравьей горе) над долиной, куда была перенесена в XIV веке с городища, на котором она не могла разрастись.

Крепость неоднократно подвергалась нападениям. Стремясь ко Пскову, немецкие рыцари дважды захватывали Изборск: в 1233 и в 1240 годах. Оба раза при содействии изменника — русского князя-авантюриста Ярослава Владимировича. Но более им это не удалось.

Территория крепости имеет форму трапеции или неправильного треугольника со скругленными углами. Примыкая к его вершине, внутри стен стоит башня, бывшая когда-то единственной — «Куковка», или «Луковка». Эта башня — последнее убежище в случае захвата города врагами. В подвалах башни хранились боеприпасы. С двух сторон крепость была неприступной. Но третья сторона — напольная, приступная — ничем не была защищена. Пришлось выкопать ров и поставить несколько башен. Между ними вверху стен выложили кресты, похожие на человечков. Башни круглые — Рябиновка, Вышка, Темнушка. Надвратные башни были квадратными. Ворот было двое: главные — с напольной стороны, и запасные — над оврагом, где сохранилась Талавская башня и белеет небольшая часовенка, построенная в рериховское время.

Около главных ворот на лужайке стоит каменный собор. Кубический объем покрыт на четыре ската. Стены, словно вылепленные, расширяются книзу. Они расчленены на три части неровными лопатками, которые вверху соединялись лопастными кривыми, срезанными кровлей. «Лежачая» апсида лишена украшений. По бокам у нее чернеют два древних щелевидных оконца. Собор был построен вместе с городом, когда его перенесли сюда с Труворова городища. Впервые Никольский собор упоминается в 1342 году, а в 1349 году у него на хорах в присутствии псковского князя был освящен придел святого Спаса. Кровля первоначально была восьмискатной или имела лопастную форму по новгородскому образцу. Глава сделана в середине XIX века, но она придает памятнику замечательное единство.

Перед въездом в крепость стоит скромная церковь Сергия, построенная в XVII веке. Ее звонница над входом обращена к главным воротам. Она опирается на приземистые круглые ножки. Наверху в двух пологих арочках между круглыми столбиками висит по небольшому колоколу. Немного дальше, в поселке, стоит живописная церковь Рождества, также построенная в XVII веке.

В километре от крепости находится Труворово городище. С ним срослась небольшая церковь Николы Чудотворца, стоящая у самого края и составляющая единое целое с круглым кустом сирени. На краю кладбища у самого спуска в овраг стоит древний каменный крест, который намного выше человеческого роста. Это место называют могилой Трувора. По преданию, Трувор пришел вместе с Рюриком в 862 году и княжил в Изборске два года, где и умер. Легендарный Трувор был язычником, поэтому креста на его могиле не полагалось. Но огромные плиты, покоящиеся здесь, около самого городища, могли быть положены на могиле князя. На них имеются начертания, напоминающие масштабную шкалу, какие-то чертежи. Может быть, ими увековечен основатель города? Отсюда, с городища, и начинался Изборск.

В 2012 году, к юбилею Крепости, начались «печальные события» — так называемая реставрация крепости, которая, по-моему мнению, нанесла больше вреда, чем пользы.

Псково-Печерский монастырь

Выдающийся ансамбль древнерусского зодчества, Псково-Печерский монастырь построен в семидесяти километрах к западу от Пскова. В 1473 году была освящена пещерная Успенская церковь. Этот год считается датой основания монастыря. Монастырская крепость выросла в XVI веке в самом начале Ливонской войны, с 1558 по 1768 год и получила оборонительное значение не только для Пскова, но и для всего Русского государства. Стефан Баторий безуспешно пытался ее взять. При Петре I вокруг башен были возведены земляные укрепления. В XVI – XVIII веках на монастырь неоднократно нападали шведы.

Башня Святых ворот с большим киотом над въездной аркой — высокая, нарядная, всегда праздничная. Территория монастыря делится на две части: верхнюю, возле Святых ворот и нижнюю, лежащую глубоко на дне естественной чаши.

Для того, чтобы пройти в нижнюю часть монастыря, нужно пройти через надвратную церковь Николы и спуститься вниз по мощеной дороге. Церковь Николы замечательна по своему назначению: охраняя внутренние ворота, она составляет единое целое с Никольской башней. Арка ворот фактически прорезана не в самой церкви, а в нижней части башни, соединенной с церковью (башня выступает за крепостные стены полукругом). Никольская церковь была построена в 1564 году. Известен ее создатель — Павел Заболотный, «во иноцех Пафнутий», который похоронен в пещерах монастыря, недалеко от входа. Никольскую церковь писал Рерих со звонницей, еще забранной досками. Как считает Е. Морозкина, ее реставрация, произведенная после войны, одна из наиболее тактичных и удачных во Пскове.

Главная дорога, идущая по внутренней территории монастыря, называется Кровавой. Это напоминает о далеко не безобидных событиях и связано с казнью настоятеля монастыря старца Корнилия в 1576 году. Есть предание, которое рассказывает, что царь Иван Грозный сам убил Корнилия, встречавшего его у врат монастыря.

Сейчас у ворот монастыря поставлен памятник старцу Корнилию.

Нижняя часть монастыря тесно застроена. Прежде всего в глаза бросается огромная звонница с высокой главкой и башенкой с часами. Она сдвинута влево и стоит почти прислонившись к природной зеленой стене. Рядом алеет праздничное здание Благовещенской трапезной церкви с маленькой главкой. Благовещенская трапезная церковь построена в 1540 году и обновлена в конце XVII — начале XVIII века. Она замечательна тем, что придел у нее находился над основным помещением, в третьем ярусе.

Справа от звонницы широко растянулась фасадная плоскость Успенского собора. На светлых стенах ярко выделяются декоративные вставки наружной росписи. Плоскость фасада завершают поставленные в ряд ярусные главы с живописью на граненых барабанах. Дорога приводит именно сюда, к собору, к очень широкой торжественной лестнице, по которой нужно взойти на верхнюю площадку, приподнятую, словно солея перед церковным иконостасом. На площадку ведет деревянный переход от покоев настоятеля. Главная Успенская церковь, «ископанная в земле», сложилась из «первозданных пещер», расширенных и укрепленных. (Земляные столбы обложили камнем.) У нее только одна стена — фасадная, приставленная к пещерному храму, в котором очень тесно. Чтобы ее расширить и придать храму большую значительность, в середине XVIII века над Успенской церковью надстроили второй этаж для Покровской церкви. Дверь возле звонницы ведет в пещеры, в которых хоронят братию. Звонница построена в XVI веке. В петровское время она получила надстройку для колокола, подаренного монастырю Петром.

Почти в центре легкой дуги, образованной плоскостью Успенского собора и звонницей стоит нарядное здание ризницы. Это приземистая прямоугольная башенка с большими квадратными окнами и фантастическим завершением, которое представляет собой нечто среднее между куполом и шатром, увенчанным заостренной главкой. Беленые междуэтажные тяги ярко выделяются на красно-кирпичных стенах. Ризница стоит у самой лестницы на нижней площадке, но ее крыльцо, объединяющее второй и третий этажи, выходит на верхнюю площадку. Оно обращено к звоннице и связано с ней не только своим характером, но и веревками колоколов, которые протянуты сюда над сравнительно узким проходом. Дата постройки ризницы неизвестна, но она горела в 1688 году. Скорее всего, ее окончательный архитектурный образ относится к концу XVII века.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался в течение веков и в конечном итоге получил композицию храма под открытым небом, ушедшего в землю.

Спасо-Елеазаровскии монастырь

Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, располагается Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке, перестроенный в XVI веке и возрожденный в к. XX – нач. XXI вв.

Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным. Его хотели объявить еретиком, но моральный авторитет Ефросина был так высок, что проще оказалось объявить его святым. Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел в пустынные леса, где построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но постепенно к нему стала собираться братия. На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. Елеазар умер в 1481 году.

Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. В начале XVI века в монастыре жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, которому принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим».

В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр«Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен Трехсвятительский собор. Это большой каменный одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидной аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В советские годы он был практически разрушен. В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, но нашлись люди, которые сделали почти невозможное — сумели пробить государственное финансирование на реставрацию памятника архитектуры. Столпы собора были усилены железобетонными стяжками и собор выстоял.

В 2000 году было принято решение о передаче монастыря православной церкви. Сегодня монастырь возрожден.

Крыпецкий монастырь

Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь расположен в двадцати двух километрах на север — северо-восток от Пскова. Он возник во второй половине XV века. Его основатель Савва пришел с Афона, из сербского монастыря, принеся с собой образ Иоанна Богослова, написанный на кипарисовой доске. Сперва Савва поступил в Снетогорский монастырь, но покинл его, так же как и Ефросин, смущенный свободной жизнью снетогорских иноков. Он пришел в леса к Ефросину, в его Елеазаровский монастырь, но вскоре отпросился у него и ушел еще дальше — в лесные болота, где на небольшом бугорке построил себе избушку. А в 1487 году здесь был официально основан мужской монастырь «по совету с посадниками, боярами и всем псковским народом на вече».

Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году, что было отмечено псковским летописцем: «В лето 7065… того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна». Собор стоит на высоком подклете, который образует уступ, обходя его с трех сторон: северной, западной и южной. С северной стороны по подклету протянулась ризница, западную и южную стороны занимало гульбище, которое прежде было открытым и придавало собору большую торжественность. В юго-восточном углу гульбище замыкал придел. Ныне гульбище превращено в закрытую галерею. Верх собора срезан под четырехскатную кровлю. Вверху плоских лопаток сохранились основания закомар: каждое полукружие было перекрыто двускатной кровлей в виде большого зубца, и поэтому каждая сторона собора завершалась тремя щипцами. Лестницы расходились от угла и вели к западному и южному входам в собор.

В главном помещении собора находилась церковь Иоанна Богослова, давшая монастырю свое название: Иоанно-Богословский Крыпецкий. Под ней в подклете собора в середине XIX века была устроена церковь во имя пяти мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мордария и Ореста. Подклет придела служил усыпальницей основателя монастыря — Саввы Крыпецкого; вверху в приделе находилась церковь, посвященная его покровителю — Савве Сербскому. Первый и второй этажи внутри решены по контрасту в зависимости от их назначения: приземистость и тяжеловесность внизу, стройность и легкость вверху.

С востока к трапезной примыкала столпообразная церковь, которая в результате двухкратной надстройки (в XVII и XIX веках) превратилась в высокую колокольню. Первоначально столп имел три яруса, выраженных только внутри. Он представлял собой тип восьмерика на четверике. Восьмерик был небольшим: он только венчал третий ярус.

Внизу под колокольней было отапливаемое хозяйственное помещение. Во втором этаже находилась трапезная церковь, дверь из которой вела в трапезную палату. Вверху была маленькая уютная церковка во имя Иоанна Лествичника. Видимо, она служила молельней настоятеля.

Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор — в 1923 году.

В 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения.

В 1990 году монастырь передан Русской православной церкви. На территории Крыпецкого монастыря проведены реставрационные работы, некоторые полуразрушенные постройки разобраны и затем реконструированы.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: