Главная

Псковские храмы

Псковщина славится своими своеобразными храмами, подобных которым нет нигде. Самые ранние сохранившиеся в Пскове архитектурные церковные памятники относятся к XII веку. Это Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря.

К XIV-XV вв. в Древнем Пскове сложилась собственная архитектурная школа, на которую оказали огромное влияние характерные черты народного архитектурного творчества. Вот как характеризует Ю. Спегальский самобытные черты псковской архитектуры, определившиеся к середине XIV века: «Новые архитектурные формы церквей были предельно экономичны и подчинены практическим требованиям жизни. Их беленые каменные поверхности слагались в сложные и динамичные сочетания, дававшие богатую игру света и тени. В контрасте белых поверхностей с цветными пятнами фресковых изображений, живописном чередовании и дроблении световых и теневых пятен, в общем облике, далеком от какого-либо аскетизма и суровости, выражались жизнелюбие и оптимизм простых русских людей, не поколебленные несколькими веками воздействия христианства».

Вторую половину XV — XVI век можно назвать эпохой зрелости в искусстве Древнего Пскова. «Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и многопролётными звонницамискромный декор.

На этой страничке представлены очень краткие сведения о псковских храмах. В качестве источников использовались следующие издания:

−        Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

−        Псков через века: памятники Пскова сегодня / сост. И.К. Лабутина. СПб,1994.

−        Псковская Епархия: справочник. СПб, 2009.

−        Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова.

−        Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры // Достопримечательности Псковской области. Л.: Лениздат, 1977.

МОНАСТЫРИ

Мирожский монастырь

Мирожская наб., д. 2

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, вероятно, самый древний монастырь Псковской земли, основанный еще до 1156 г., был одним из первых каменных сооружений Пскова. Основателем монастыря был епископ Новгородский Нифонт. Располагаясь вне городских стен, монастырь страдал от вражеских нашествий. В 1299 и 1323 гг. подвергался нападениям и разорению немецкими рыцарями. В 1581 году Баторий поставил у монастыря пушки, которыми обстреливал Псков. В конце XVIII – начале  XIX вв. вокруг монастыря была построена каменная ограда. В 1922 году монастырь был закрыт и поступил в ведение Псковского музея-заповедника, а в 1944 году был частично возвращен церкви. Сегодня – это действующий монастырь, при котором организована иконописная школа.

На территории монастыря располагаются замечательные памятники архитектуры.

Спасо-Преображенский собор. 1153 г.

Храм во имя Преображения Господня был построен византийскими мастерами. За время своего собор подвергался переделкам, «из которых наиболее существенны надстройка «палаток» над юго-западными и северо-западными углами, сделанная еще в XII веке, наружное оштукатуривание, неоднократные изменения покрытий, пристройка притвора, колокольни, поднятие полов. Вокруг здания нарос значительный культурный слой, зрительно сделавший его более низким, чем он был первоначально… В XVII — XVIII веках были переделаны окна собора. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане. Но все же о первозданном облике собора можно судить с достаточной определенностью…» (Ю. Спегальский). Стены и своды храма были расписаны фресками, которые со временем были скрыты под штукатуркой и обнаружены только в 1858 г. В 1969 -1983 гг. была проведена их полная реставрация.

В изящной архитектурной простоте собора заключалось отрицание и скрытое осуждение эстетических взглядов старой языческой Руси.

Стефановская церковь. Конец XVII — нач. XVIII в.

Монастырская трапезная церковь на подклете, к которому примыкают Святые ворота. Храм построен в конце XVII в. на месте более ранней одноименной церкви. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками с перехватами. В 1977 г. была реставрирована по проекту В.А. Лебедевой. Необычный каменный иконостас храма выполнен архимандритом Зиноном. Им же написаны и храмовые иконы.

Братский корпус

Двухэтажный корпус с колокольней примыкает к Стефановской церкви. Фасады декорированы простыми карнизами. Колокольня (1879 г.) с куполообразной кровлей имеет эклектический характер. Здесь располагаются иконописные мастерские, трапезная и подсобные помещения. Братский корпус формирует парадный фасад Мирожского монастыря.

Снетогорский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Снятная гора, д.1

Расположен на скалистом мысу в излучине реки Великой. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1299 году. В 1472 г. здесь торжественно встречали Софью Палеолог, невесту великого князя Московского Ивана III. Был местом пострижения и упокоения псковских князей. За свою историю также пережил немало нападений. В 1804 году монастырь был упразднен и превращен в архиерейский дом, а в начале 20-х годов XX века был закрыт и архиерейский дом. В монастыре разместился дом отдыха. В годы оккупации на территории монастыря располагался штаб немецкой армии группы «Север», а после войны – детский санаторий.

В 1993 монастырь возвращен Православной Церкви, и здесь была образована женская обитель.

К нашему времени от его старинных зданий остались: Рождественский собор, построенный в 1310 году и вскоре расписанный фресками, трапезные палаты с церковью Николы при них, построенные в 1518 году и «святые врата» монастыря со сторожкой, относящиеся к концу XVII века. От Вознесенского храма-колокольни, поднимавшегося над всей округой на огромную высоту, остались лишь груда камня  и глубоко ушедший в землю погреб. Трапезные палаты и храм Николы сохраняются в сильно измененном виде.

Собор Рождества Богородицы. 1310-1311 гг.

Рождественский собор, одна из ранних построек XIV века, сохранившаяся до нашего времени, отражает в себе технические приемы каменной стройки псковских мастеров с уже характерными местными особенностями. Формы собора продиктованы сознательным стремлением повторить Мирожский собор. На Снятной горе этот образец, однако, был воспроизведен не в самом первоначальном виде, а уже с надстроенными западными углами. Компоновка архитектурных масс храма и соотношение с главой получились здесь иными, чем у Мирожского собора. С учетом климатических условий были сильно сужены окна. Технически более рационально для Пскова выполнена кладка — из одной плиты без плинфы. Связанное с этим покрытие всех каменных частей здания обмазкой и побелкой придало стенам храма сверкающую белизну. Наконец, в формах пояска, завершающего барабан, проявилось уже собственное архитектурное творчество псковских каменщиков. В результате греческие черты успели в нем уступить некоторое место ясно выраженным местным особенностям.
За время своего существования собор подвергся изменениям. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор был сломан, а с западной стороны собора была сделана более обширная пристройка, сохраняющаяся до сих пор. После осады Пскова в 1581 году храм и его фрески оказались сильно поврежденными, а при ремонте росписи были забелены. В XVII веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри — украшениями из фигурного кирпича с яркой раскраской. Этот притвор заслонил фреску XVI века на западной стене. В конце XVII века над храмом была сделана четырехскатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, который пришлось повысить, чтобы придать ему более стройные пропорции. Завершавший его ранее очень своеобразный пояс срубили, а выше сделали обычный пояс орнамента из впадин с кокошниками над ним. Правда, в 1950 году старый пояс был восстановлен. Последним крупным переделкам собор подвергся в XVIII веке, когда к его западной стороне примкнула обширная пристройка, в которую были включены части притвора, сделанного в XVII веке и его крыльцо. Приделы, устроенные в этой пристройке с северной и южной сторон, были соединены большими проемами, пробитыми в старых стенах, с частью здания, относящейся к XVI веку (см. Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры // Достопримечательности Псковской области. Л.: Лениздат, 1977).

Церковь Николы Чудотворца (Трапезная). 1519 г.

Памятник представляет собой небольшой одноапсидный одноглавый двухъярусный четверик с обширной трехъярусной трапезной. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея системой переходов. В 1805 году трапезная церковь была преобразована в домовую, и ее верхний ярус – палата со столбом – перестроен. Это древнейший из псковских монастырских трапезных храмов.

Архиерейский дом. 1805 г.

Построен по проекту губернского архитектора К. Жданова как загородная резиденция псковских архиепископов, и  представляет монастырское строение с элементами классицизма. Он был поставлен на древних монастырских погребах, связанных с Никольской трапезной церковью. Главный фасад выделен фронтоном с полукруглым окном, плоским ризалитом и скромными украшениями окон верхнего этажа. Подклет и первый этаж дома — это палаты со столбами и сложными сводами (не исключено, сохранившимися с XVI века). Как отмечает И. Лабутина, памятник не имеет аналогов среди подобных комплексов.

Церковь Вознесения. Перв. пол. XVI в. (?)

Церковь была построена, вероятно, в первой половине XVI века, поскольку имеются ее изображения на иконах XVI-XVII веков. Как отмечает И. Лабутина, церковь Вознесения, возможно, первый в Пскове шатровый храм «под колоколы», был композиционным центром монастырского ансамбля и доминантой окружающего ландшафта. В 1932-1934 гг. колокольня была разобрана, а древние колокола разбиты. В настоящее время от церкви сохранились остатки первого яруса и подклета церкви.

Святые ворота. XVII-сер. XIX вв.

Ворота состоят из двух арочных пролетов и сторожевой кельи. Пространство подворотни расчленено гранеными столбами, на которые опираются пониженные подпружные арки, закрепленные связями. Территорию архиерейской усадьбы начала XIX века отмечает каменная ограда. Сохранились две угловые декоративные башни.

Часовня четырех святителей. XVII в. (?)

В 300 метрах от монастыря, на холме у дороги, поставлена небольшая восьмигранная каменная часовня. Ее тесовая кровля увенчивалась барабаном с луковичной главкой. В 1913 году отсюда была вывезена икона «Избранные святые», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1962 году часовня была реставрирована по проекту В.П. Смирнова.

Храм свт. Тихона Задонского. Подворье монастыря, д. Замошье Псковского района

Деревянный храм построен в начале XX в.

Пантелеймона Дальнего монастырь

Череха

Монастырь Пантелеймона находился при впадении рек Черехи в Великую, в 4 километрах от города. Монастырь назывался “дальним” в отличие от ближнего Пантелеимонова монастыря, располагавшегося недалеко от Покровской башни.

Первые летописные упоминания о монастыре относятся к XIV веку.

«На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер. Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города – на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова – в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Ваторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города… От Пантелеймона Дальнего открывается Псков. 24 августа 1581 года королевский секретарь ксендз Пиотровский именно здесь записал в своем дневнике: “Мы в миле от Пскова, у каких-то двух рек, которые здесь сливаются… Любуемся Псковом! Господи, какой большой город, точно Париж!” (Морозкина Е.Н. Псковская земля. М.: Искусство, 1986.)

«В 1581 г. монастырю выпала печальная участь: близ него расположился стан Батория и, конечно, обители пришлось немало вынести всякого горя от этого соседства. В 1596 г. царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много харатейных книг XIII и XIV веков в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря»(Источник: Донской монастырь)

К середине XIX века монастырь пришел в запустение. В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились колокольня (предположительно сер. XIX века) и школа псаломщиков, которые находятся под охраной как памятники местного значения.

 ЦЕРКВИ

Александра Невского Омского полка.  Нач. XX в.

Ул. Мирная, 1

Единственный в Пскове образец культового здания эпохи поздней эклектики. Бывшая полковая церковь. Набор декоративных деталей типичен для архитектуры «русского» направления конца XIX – начала XX вв. и включает килевидные кокошники и закомары в завершении окно и фасадов, лопатки, пояса, ширинки, выполненные в кирпиче. Над притвором возвышается шатровая колокольня.

В настоящее время храм действующий.

Алексия, человека Божия с поля. 1540 г.

Ул. Советская, 43

Маленькая церковь, бесстолпная, одноапсидная, с приделом XVIII века. Каменная, из плиты церковь была построена в 1540 году (по другим данным – после 1688 года) на месте древней церкви Алексеевского женского монастыря. Во время осады Пскова в 1581 г. здесь располагался съезжий двор короля Стефана Батория. В 18 веке монастырь упразднили, церковь стала приходской, приписанной к храму Сергия с Залужья, а затем к Старо–Вознесенскому монастырю. В 1938 г. храм был закрыт, в нем разместился склад «Заготзерно». В 1943 году, во время фашистской оккупации храм был открыт для богослужений. После войны был отремонтирован, и вновь закрыт.
С 1994 г. — храм действующий.

Анастасии Узорешительницы в Кузнецах. 1539 г.

Октябрьский пр., 9

Долгое время храм упоминался в краеведческой литературе как церковь Анастасии Римлянки (См. «Псков через века» и др.). Большая, сложная по композиции церковь построена на месте деревянного однодневного храма 1488 г. Перестраивалась. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 г. Особенность храма – сводчатый подклет под всем комплексом помещений. «Симметричная композиция ее с двумя приделами по бокам напоминала композицию храма Богоявления с Запсковья. Первоначальные покрытия церкви и приделов были восьмискатными, в обработке ее нет никаких новшеств, которые могли бы отличить эту постройку от памятников первой половины века. Но двухэтажная галерея и крыльцо, по которому нужно было всходить в притвор, — черты, новые для того времени. Древнее крыльцо и звонница до нас не дошли: они уничтожены при переделке в 1819 году. Верхний этаж галереи совершенно перестроен в XVII веке, и это дает основание предполагать, что этот этаж был сначала открытым, с аркадой на столбах вместо наружных стен. Верх барабана ныне совершенно гладкий: во время перестройки в 1819 году его украшения были сбиты и заделаны. Храм как снаружи, так и внутри отличался совершенством форм и пропорций. В первоначальном виде это было одно из наиболее прекрасных зданий древнего Пскова» (Ю. Спегальский. Каменное зодчество Пскова).

В настоящее время храм действующий.

Богородицы Одигитрии. 1685 г.

Ул. Профсоюзная, 1

Церковь Одигитрии на Печерском подворье была построена вместо стоявшего здесь до нее храма XVI века. В 1866 году подверглась переделке, после которой ее наружный облик очень изменился, и ее стали считать неинтересной. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. После войны от стен стали отваливаться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что «это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века» (Ю.П. Спегальский). Предназначенная для украшения не только самого подворья, но и всего западного фасада города, она была скомпонована со сказочной декоративностью. Огромная величина ее средней главы подчеркивалась сравнительно небольшими боковыми главами, а еще более — девятью главками колокольни. Церковь вся пестрела изразцовыми украшениями, а стены ее, выкрашенные яркой желтой охрой, горели и светились на фоне голубовато-серой деревянной застройки и белых каменных зданий с падающими на них синими тенями. Купола ее были покрыты блестящей зеленой керамической чешуей. Звонницу здесь сменила колокольня с высоким восьмигранным шатром. Однако при всей необычности общего облика этого здания, в деталях оно сохранило связь со старыми псковскими традициями. Обрамление окон и ниш притвора и по технике исполнения, и по профилю повторяет типичные для Пскова XV—XVI веков наличники дверных проемов. Обработка абсиды обычным псковским орнаментом из впадин — совершенно в духе XVI века. Валиковые декорации на барабане, пояс поребрика, ширинки — детали, применявшиеся псковскими каменщиками в XVI веке. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам.

Сейчас церковь находится в распоряжении онкологического диспансера.

Богоявления Господня  с Запсковья. 1496 г.

Ул. Герцена, 7

Этот памятник включен во все серьезные публикации и исследования по древнерусской архитектуре. Говорят, что в 1961 году один из выдающихся архитекторов XX века Ле Корбюзье специально приезжал в Псков, чтобы увидеть это чудо архитектуры.

Храм существует с 1496 года (по другим сведениям, с 1444 г.). Построен из плиты, с прибавлением кирпича. «Длина ее с колокольней 16 саж., наибольшая ширина 13 саж., высота до верхнего карниза 6 саж. На кубическом корпусе церкви возвышается барабан с узкими окнами, украшенными фронтончиками. По карнизу идет поясок из впадин в форме кокошников. Купол имеет форму опрокинутой чаши. На нем установлена глухая главка позднейшего типа, с волютами по бокам, не соответствующим древности храма. На западной стороне красуется кирпичная Псковская звонница о 4-х пролетах. С востока храм имеет пять алтарных апсид, из коих три средние принадлежат главной церкви, а остальные боковым приделам. Средняя апсида имеет обычные геометрические украшения. Фасад левого придела обработан так же, как и сама церковь, т.е. тройными лопастными делениями» (Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.) После революции 1917 года церковь был закрыта, в 1948-1953 гг. – фрагментарно реставрирована. Реставрационные работы так и не были доведены до конца. Отчасти из-за небрежной реставрации храм постепенно пришел в аварийное состояние, в котором находился примерно до 2009 года.

К 2009 году была отреставрирована и сейчас действует.

Варвары, свт. великомученицы. 1618 г.

Ул. Плехановский посад, 14

Единственный памятник деревянной архитектуры XVII века — церковь Варвары в Петровском посаде, которая была построена в девичьем Варваринском монастыре «старицей Агафьей с сестры».  Она дошла до нас не в первоначальном виде. Построенная в 1618 году, она была значительно изменена в XVIII — XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Сохранились детали: волоковое окно, круглое окно алтаря, перекрытия на деревянных врубках без гвоздей. От крыльца остались только следы — гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца. Однако у наличников окон этой постройки осталась еще часть украшавшей их резьбы.

Фрагментарная реставрация проводилась в 1973 г.

Храм принадлежит православной церкви.

Варлаама Хутынского. 1495 г.

Ул. Леона Поземского, 53

Построена в 1495 году на месте более раннего храма и является свидетелем военных событий 1615 года, когда здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены «богоранными стрелами» от сильной пальбы с купола церкви. В ризнице Варлаамской церкви хранилась «Повесть о прихождении Свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», написанная сразу после исторических событий.

С западной стороны к церкви примыкает притвор и паперть. На притворе сооружена звонница, а на паперти парапет. Притвор и звонница современны храму, а паперть позднейшая. Звонница состоит из двух пролетов и покрыта четырехскатной кровлей с крестом наверху.  С южной стороны в XVIII веке построен придел во имя святого Николая Чудотворца. На восточной стороне находятся две полукруглые апсиды: одна, украшенная по карнизу поясками из треугольников и квадратов, принадлежит главному храму, а другая, без украшений, – приделу. Церковь считается редким для Пскова памятником XV века, связанным с новгородской архитектурной традицией.

После революции 1917 года церковь была закрыта. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В настоящее время – действующая приходская церковь Пскова.

Василия Великого на горке. 1413 г.

Октябрьский пр., 5

Впервые на этом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упоминает об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о постройке новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас. Это единственный  в Пскове сохранившийся памятник первой половины XV века. Однако Ю. Спегальский отмечает, что «если бы можно было считать эту датировку [1413 год] правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы XV века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только более чем через столетие». Скорее всего, храм претерпел значительные изменения и перестройки в XVI-XVIII веках, и по мнению Спегальского является типичным сооружением 40 — 50-х годов XVI века. «Его позакомарное покрытие, имеющее декоративный характер, его первоначальная ажурная галерея (следы ее примыкания к приделу сохранились), часовня-усыпальница, примыкающая к приделу с северной стороны (следы ее также сохранились), высокое подцерковье, великолепная техника постройки, совершенство пропорций и отработанность деталей декора — все характерно для этого периода расцвета церковной архитектуры Пскова». Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным.

В настоящее время храм действующий. В 2012 году была закончена его реставрация, которая восстановила позакомарные покрытия. Вот так храм выглядел в 2010 году, и вот так он выглядит после реставрационных работ.

Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 2008-2012 гг.

Ленинградское шоссе

Заложена 30 сентября 2008 г. Освящена 30 сентября 2012 г. Построена по проекту института «Псковгражданпроект» (арх. Ширяев Ю. М.). Средства на возведения храма собирались из частных  пожертвований, проводились специальные благотворительные акции. Многие звезды эстрады, приезжавшие в Псков с гастролями, тоже внесли свою лепту в строительство храма, купив специальные именные кирпичи.

На храме установлены три купола из нержавеющей стали с титановым покрытием под цвет золота и семь бронзовых колоколов. Самый большой колокол весит 150 килограммов, самый маленький – 10 килограммов. На двух самых больших из них написаны имена тех, кто пожертвовал средства, и нынешних митрополита и настоятеля храма, а внешняя поверхность четырех украшена иконами святых мучениц. Три купола для храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии изготовлены в Челябинске. Диаметр главного купола составляет 4900 миллиметров, а высота креста 3400 миллиметров. Купола произведены из нержавеющей стали с титановым покрытием под цвет золота.
Семь колоколов из бронзы для нового храма отлили мастера одного из крупнейших в России предприятий по производству церковных колоколов завода Анисимова в Воронеже. Самый большой из них весит 150 килограммов, самый маленький – 10 килограммов. На двух самых больших из них написаны имена тех, кто пожертвовал средства, и нынешних митрополита и настоятеля храма, а внешняя поверхность четырех украшена иконами святых мучениц. (Источник: Московская патриархия. Псковская епархия). Главное украшение внутреннего убранства храма – резной дубовый иконостас – изготовлен вручную. Он украшен разнообразными растительными формами и многочисленными декоративными элементами. Общая высота иконостаса составляет семь метров, ширина – чуть больше десять метров.

Вознесения Христова (Новое Вознесение). 1373-1375 гг.

Ул. Некрасова, 20

Небольшая монастырская церковь, состоит из одноглавого двухапсидного четверика, ризницы, трех притворов и звонницы на палатке. Декор фасада традиционный, псковский – лопатки, пояс из бегунка и поребрика в завершении барабана. На западной стороне церкви находится звонница, которую Грабарь называл самой прекрасной из звонниц. «Построенная, вне всякого сомнения, вместе с церковью в 1467 году она изумительно стройна по своим пропорциям, в которых ничего нельзя изменить к лучшему. Здесь нет ничего лишнего и все логично до последней возможности». Церковь была значительно перестроена в XVII в. В 1805 году, за ветхостью, предназначена была к уничтожению, но псковичи подали Александру I прошение о сохранении древнего храма, обещая обеспечить его существование и пожертвовали 4600 рублей ассигнациями. В 1890 году церковь отремонтировали. В одной из рукописей говорится, что при уничтожении придела под плитяным полом обнаружен гроб схимника, ризы которого остались нетленными.

Сейчас в храме расположено фондохранилище Псковского музея-заповедника.

Вознесения Христова (Старое Вознесение). 1467 г. (?)

Ул. Советская, 62

Храм принадлежал Вознесенскому девичьему монастырю, одному из старейших в Пскове, основанному, возможно, еще в XIII веке — уже в первой половине XV века монастырь звался «старым» и был основан, возможно, еще тогда, когда эта часть города оставалась незастроенной. В 1467 году старый монастырский храм заменили новым, однако архитектура дошедшего до нас здания свидетельствует о том, что его внешний облик сложился уже ко второй половине XVI века. В первоначальном виде это была типичная псковская монастырская церковь XVI века. Четверик ее высоко поднимался на подцерковье, но в то же время был виден менее чем наполовину своей высоты из-за примыкавших к нему высоких двухэтажных галерей. По восточным концам галерей не было приделов — в этих местах помещались лестничные сходы в подцерковье. В 1961 -1963 годах его четверик и боковые галереи были реставрированы в формах, близких к первоначальным (в древности главок над галереями храм не имел). Притвор храма не сохранился. Вся западная сторона галерей оставлена о состоянии, близком к тому, какое она получила при перестройке конца XVII века. К этому этапу существования храма относятся крыльцо и колокольня. Церковь реставрирована в 1960-1969 гг. по проекту В.А. Лебедевой.

В настоящее время храм действующий.

Воскресения Христова со Стадища (со Званицы). 1532 г.

Ул. Набат, 4-а

Небольшая монастырская церковь, выстроенная на месте сгоревшей деревянной. Первые сведения о монастыре относятся к XV веку. В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь превращена в приходскую. В архитектурном плане — трехапсидная, одноглавая, с крыльцом на столбах и звонницей над ним. Южный и северный фасады дополнены более поздними приделами. Хотя, по мнению Ю. Спегальского, она очень испорчена перестройками XVII века, церковь Воскресения со Стадища является одним из наиболее выразительных памятников псковского архитектурного зодчества.

В настоящее время храм действующий.

Воскресения Христова в Орлецах

Георгия со Взвоза. 1494 г.

Ул. Георгиевская, 1

Храм Георгия со Взвоза, поставленный у переправы через реку Великую, один из немногих сохранившихся псковских памятников XV века. По архитектуре, особенно по богатой общей композиции, он примыкал уже к постройкам XVI века. Это самый ранний из псковских храмов с восьмискатными верхами. При довольно скромных размерах четверика, позволивших основать главу на сводах без подпружных арок, здание было скомпоновано по образцу, ставшему обычным для приходских храмов XVI века. С двух сторон его были приделы, от западного притвора шли к приделам галереи. Северный придел и северная часть галереи были сломаны в 1825 году, а в 1831 году были уничтожены южный придел и звонница, стоявшая на южной стене. Существующее теперь перед притвором крыльцо пристроено в XVII веке, а звонница над ним — 1831 года. На барабане этого храма очень любопытные зеленые поливные изразцы XV века, возможно, печные.

Храм передан Православной церкви, но пока находится в довольно плачевном состоянии.

Дмитрия Мироточивого в поле. 1543 г.

Дмитриевское кладбище

Бывшая монастырская церковь. Дмитриевский в поле монастырь известен с XV века, в 1615 году был разорен шведами. Храм одноглавый, трехапсидный, с приделом конца XVIII века и трехъярусной колокольней XIX века. Интерьер четырехстолпный, с повышенными подпружными арками. С нач. XIX в. вокруг храма сформировалось кладбище, где погребены многие известные псковичи.

В настоящее время храм действующий.

Жен мироносиц со скудельниц. 1546 г.

Ул. Коммунальная, 11

Церковь Жен мироносиц построена на подцерковье, с главой на столпах и упрощенных сводах. Придел у нее в старину, возможно, был только с юга. Покрытия храма (и, очевидно, придела) были позакомарные. От старого придела осталась только абсида с окнами и голосниками, остальные его части перестроены в XIX веке. Западный притвор и старые галереи сломаны в XIX веке и вместо них сделаны новые пристройки. Звонница также не сохранилась. Лишь древний сход в подцерковье остался нетронутым.

В настоящее время храм действующий.

Илии Пророка (Ильи мокрого) с Луга. 1677 г.

Ул. Волкова, 9

Раньше принадлежала Ильинскому монастырю. Построена по повелению игуменьи Феодоры, погребенной под южным приделом храма. Сложная по композиции, состоит из одноглавого четверика, притвора, северного и южного приделов и двухъярусной колокольни. К колокольне примыкают паперти и высокое крыльцо. Под всеми помещениями устроены подклеты. В интерьере четырехстолпная, с цилиндрическими сводами. Ильинская церковь и в решении плана, и в конструкции, и в наружных формах и обработке сохранила связь со старой псковской церковной архитектурой XVI и XVII веков.

В настоящее время храм действующий.

Иоакима и Анны. XVI в.

Ул. Калинина, 26

Построена на месте сгоревшей. Кубический одноглавый трехапсидный храм с ризницей, южным приделом, притвором, над которым возвышается двухъярусная звонница, и крыльцом на столбах. Декор традиционный псковский. Интерьер четырехстолпный с повышенными подпружными арками. В 1947 г. была реставрирована по проекту. Ю. Спегальского и Э. Штольцер. Как отмечает И. Лабутина «памятник отличается симметрией архитектурной композиции, простотой и ясностью объемов».

В настоящее время храм действующий.

Иоанна Богослова (на Мишариной горе). 1547 г.

Ул. Аллейная, 1

Церковь Иоанна Богослова — памятник XVI века, измененный перестройками. Первоначальные своды главной части храма, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор, лестница, по которой всходили в этот храм, поднятый на высокое подцерковье, — не дошли до нашего времени. С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик, сделанный при постройке здания и украшенный наличником. Вход находился на значительной высоте от земли, и подойти к нему снаружи можно было лишь по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным исходом. Эти боковые части здания тоже не сохранились. Они были сломаны при капитальных переделках в конце XVII и в XVIII веке. В это время четверик перекрыли сомкнутым сводом, на который поставили новую небольшую главу, восьмискатное покрытие заменили четырехскатным, вместо звонницы построили существующую теперь колокольню и внесли другие изменения, менее значительные, но тоже отразившиеся на облике здания.

В 1970-1989 гг. проведена реставрация храма по проекту В.А. Лебедевой.

В настоящее время храм действующий.

Иоанна Предтечи, собор Ивановского монастыря. Перв. пол. XII в.

Ул. Горького, 1

Собор Иоанна Предтечи был центром Ивановского монастыря, основанного псковскими князьями, и является одним из самых старых каменных сооружений Пскова. Точная дата его возведения неизвестна, впервые упоминается в летописи под 1243 годом. Шестистолпный, с хорами в западном членении, освещенными двумя дополнительными главами, Ивановский собор представлял собой вариант большого Новгородского храма XII века. Как отмечает Ю. Спегальский, строителями его были, вероятно, новгородские мастера. Для зданий того времени характерны законченность и простота объемной композиции и аскетическая скупость наружной отделки. До нас собор дошел сильно измененным. Многочисленные переделки, надстройки и отложения толстого слоя культурных напластований вокруг здания изменили его первоначальный облик. Реставрация, проведенная в 1949-1950 годах, лишь частично вернула ему первоначальный облик. Судя по тому, что в западном членении храма были хоры, первоначально с запада к зданию примыкала высокая дополнительная часть, через которую был вход на хоры. Она не сохранилась, а существующий здесь притвор значительно более поздний. Звонница над южной стеной храма надстроена при переделках собора, видимо в XVI веке. Вокруг здания нарос толстый слой культурных отложений. Это изменило его общие пропорции и сделало приземистым.

В настоящее время здесь располагается подворье Крыпецкого монастыря, и храм действует.

Климента, папы Римского, и Петра Александрийского. XV в.

Ольгинская наб., 16

На самом берегу Великой, напротив Георгиевского взвоза стоял в старину Климентовский монастырь, который в 1615 году был разорен шведами. От монастыря остался храм папы Климента. И. Лабутина датирует его XV веком, однако Ю. Спегальский пишет, что «характером и деталями обработки он не отличается от памятников первой половины XVI века». Храм сравнительно неплохо сохранил свой четверик, поднятый на подцерковье (хотя его восьмискатное покрытие переделано на четырехскатное, а форма главы более поздняя), но потерял первоначальный притвор, крыльцо и звонницу.

Высокое подцерковье, подчеркнуто выраженное снаружи с крыльцом, по мнению Ю. Спегальского, ставят этот памятник в один хронологический ряд с собором Крыпецкого монастыря. Придел с южной стороны пристроен в XVIII веке. Археологические раскопки 1973 г. показали наличие древнего северного придела. Внутри Климентовский храм сохранился довольно хорошо, но из убранства его ничего не осталось.

В настоящее время храм принадлежит православной церкви.

Козьмы и Дамиана с Гремячей горы. 1383 г.

Ул. Гремячая Гора, 7

Церковь Козьмы и Дамиана на Гремячей горе — бывший монастырский храм. Впервые церковь на этом месте была построена в 1383 году, а та, остатки которой мы видим теперь — в 1540-м. В конце XVII века церковь переделали. Глава, своды и западные полукупольные столпы, притворы и галереи были сломаны, а четверик перекрыт сомкнутым сводом, на котором поставили непропорционально маленькую главку с глухим барабаном. Вместо восьмискатной крыши устроили четырехскатную, сломав при этом верхушки щипцовых стенок. С запада к четверику приделали пристройку, а к ней — крыльцо на двух круглых столбах, на которое сверху поставили небольшую колокольню. В таком виде храм просуществовал до XX века. Хотя его неоднократно подновляли, еще до Великой Отечественной войны крыльцо и колокольня окончательно разрушились. В 1947 году провалился свод четверика вместе с главкой, и, хотя они были восстановлены, церковь потеряла тот вид, какой получила в XVII веке.

Храм передан Православной церкви, но пока находится в печальном состоянии.

Козьмы и Дамиана с Примостья. 1463 г.

Ул. Л. Поземского, 5

Кончанский храм Козьмы и Дамиана с Примостья, был построен в 1462-1463 годах на месте сгоревшего деревянного храма по заказу и на средства князя Владимира Андреевича и степенного посадника Зиновия Михайловича. В 1507 году взрыв пороха, хранившегося в одном из его приделов, повредил главу и подпружные арки. При восстановлении храма после взрыва его шестнадцатискатное покрытие заменили восьмискатным. В нынешнем облике этого памятника смешались черты, внесенные всеми веками, начиная с XV и кончая XX. По следам, которые заметны без раскопок, можно с уверенностью установить первоначальный вид четверика с главой, апсидами и притвором. В 1925 году в одной из «палаток» храма (помещение вверху западной трети четверика) были найдены прекрасно сохранившиеся доски от древнего иконостаса. Лицевую сторону каждой из них покрывала лента резьбы в виде плетенки из стеблей с завитками и пальметками, отличавшейся изысканностью и строгостью рисунка. Не исключено, это были остатки первоначального иконостаса, поврежденного взрывом в 1507 году.

При храме Козьмы и Дамиана сохранилось еще два уникальных древних сооружения: основание большой звонницы и ворота буя. В нижней части звонницы располагались складские помещения. Древние ворота наклонились в направлении от церкви к улице. Надо полагать, что этот наклон — последствие взрыва, происшедшего в 1507 году, и что ворота построены одновременно с храмом.

В настоящее время храм действующий.

Константина и Елены. XVI в.

Ул. Красногорская, 26

Небольшая посадская церковь на излучине реки Псковы. Состоит из одноглавого трехапсидного четверика и южного придела, пристроенного в XIX веке. Интерьер четырехстолпный, с повышенными подпружными арками. Декор традиционный, псковский. На барабане, сохранившем старую обработку, — керамические, покрытые зеленой поливой «кокошники» — деталь, характерная для псковской архитектуры XVI века. Напротив входа в храм поставлена двухъярусная надвратная колокольня XIX века. Особенности храма: имеет престол в диаконнике, юго-западную палатку во втором ярусе – придельную церковь.

В настоящее время храм действующий.

Михаила и Гавриила Архангелов. 1339 г.

Ул. Советская, 18

Является одним из первых псковских каменных кончанских храмов. Несмотря на неоднократные перестройки, он все же сохранил древние стены, столбы, а судя по некоторым данным, даже своды четверика, древнюю апсиду и основную часть притвора, примыкающего к четверику с западной стороны. Верхние части стен снаружи завершаются закомарами, которые, возможно, были не только подправлены, а и переложены позднее, но тем не менее, воспроизводят первоначальный мотив. Притвор, судя по обработке сохранившейся его лицевой (западной) стены, тоже завершался волнообразной позакомарной кровлей. При постройке этого храма псковичи применили ступенчатые своды — конструкцию, изобретенную более 100 лет назад южнорусскими мастерами-каменщиками, когда арки, поддерживающие барабан главы, располагаются несколько выше сводов, и благодаря этому глава оказывается значительно приподнятой над основным объемом здания. К сожалению, глава и барабан храма были целиком перестроены при капитальном ремонте в 1694-1695 годах. К этому же времени относится и пояс из печных изразцов, украшающий барабан. Сильно пострадавшие от переделок приделы, вероятно, относятся к XV веку. В облике храма сочетаются традиции новгородского и псковского зодчества. Со стороны западного фасада церковь обрамлена одноэтажными корпусами и двухъярусной шатровой колокольней, построенной во второй половине XVII века и несущей черты московского зодчества. В XIX веке корпуса использовались под богадельню при архиерейском доме.

В настоящее время храм действующий.

Николая Чудотворца со Усохи. 1535 г.

Ул. Советская, 19

Один из лучших памятников псковской архитектурной школы XVI века — церковь Николы со Усохи (или в Опоках) — был построен в 1535 году. В то время это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора. С северной стороны четверика находились придел и притвор, сохраняющиеся и теперь. Над северной стеной возвышалась звонница. С южной стороны главного объема храма к притвору примыкала с востока палатка. Эту сторону украшала небольшая часовня над усыпальницей, примкнувшая к южной боковой апсиде. Притворы соединялись галереей, перекрытой деревянным настилом. Объемистая луковичная глава храма была покрыта темно-зеленой поливной черепицей. Три стены четверика (северную, западную и южную) и лицевые стороны притворов украшали восемь ниш с ликами святых. Одна такая ниша с изображением Николая Мирликийского располагалась под навесом часовни. В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. При крупной перестройке XVIII века была сломана старая звонница и построена с юго-восточной стороны храма колокольня и новая часовня, совершенно скрывшая древнюю. После этого храм окончательно лишился былой пропорциональности и собранности. Реставрационные работы проводились в 1947-1974 гг. Ю. Спегальским, В. Лебедевой, Б. Скобельцыным.

В настоящее время храм действующий.

Николая Чудотворца в Любятово. XV в.

Любятово

Время постройки церкви неизвестно (Спегальский отмечает, что Никольский храм Любятовского монастыря был построен до 1569). Это отчасти обосновано и сохранившимися сведениями о том, что в 1570 году в монастыре останавливался царь Иван Грозный по пути в Псков. Монастырская церковь на подклете, одноапсидная, одноглавая, с притвором, северной палаткой, приделом, папертью и четырехъярусной колокольней. Своды и барабан перестроены в нач. XIX в., вероятно, по аналогии с древними. По мнению Спегальского у церкви Николы бывшего Любятовского с Поля монастыря было не только позакомарное покрытие, но и пять глав. Ее построили без галерей и потому звонницу расположили на одной линии с четвериком у его угла. Теперь боковых глав и столбов звонницы нет: они сломаны при перестройках. В церкви есть старинные иконы, а иконостас завершен древним киотом с крестом. В стенах сохранились шкафики XVI века с деревянными дверцами и резная каменная надгробная плита XVII века. Церковь считается малоизученным памятником псковского зодчества XV-XVI вв.

В настоящее время храм действующий.

Николая Чудотворца (Николы Явленного от Торгу). 1676 г. (?)

Ул. Некрасова, 35

Достоверных сведений о строительстве этой церкви нет. Это сложная по композиции пятиглавая церковь, дополненная приделом, ризницей, двумя притворами, прямоугольными апсидами и крыльцом. Малые барабаны декорированы. На стене западного фасада поставлена двухъярусная звонница. Значительно перестраивалась, и выделяется среди псковских храмов необычным архитектурным обликом.

В настоящее время храм действующий и находится в управлении Псковского Духовного училища.

Николы от Каменной ограды. XV-XVI вв.

Ул. Розы Люксембург, 17

Бывшая монастырская церковь Никольского монастыря, известного с XIV-XV вв. Маленькая одноглавая, одноапсидная церковь на подклете с притвором и деревянной папертью. Декор традиционный, псковский. Интерьер четверика перекрыт взаимно перпендикулярными сводами, несущими световой барабан. Первоначально была покрыта восьмискатной кровлей. Спегальский пишет об этом храме: «Храм Николы от Каменной ограды — монастырская бесстолпная церковь, построенная, вероятно, в XVI веке. Он сохранил только четверик с главой и абсидой, потеряв притвор, звонницу и примыкавший к абсиде с северо-восточной стороны сход в подцерковье. Над входом в храм из притвора был написан по сырой штукатурке красной краской крест с «Голгофой». Почти вся наружная орнаментация здания уничтожена или заштукатурена. Форма главы, возможно, старая. Монастырь стоял на Изборской улице, шедшей сюда от моста».

В настоящее время храм принадлежит старообрядческой общине.

Петра и Павла с Буя. 1373 г.

Ул. К. Маркса, 2

Храм Петра и Павла с Буя, или из Среднего города – один из древнейших памятников церковного зодчества в Пскове. Построенный в 1373 году, был перестроен в 1540 г. (Ю. Спегальский считает, что был выстроен заново на этом же месте, и сохранились остатки именно нового храма XVI века). Стоявший на высоком надпойменном берегу реки Псковы у поворота одной из главных улиц Пскова — Петровской, храм был очень богато и интересно скомпонован — кубический, трехапсидный, одноглавый с притвором и папертью. Кровля была шестнадцатискатной. После перестройки он имел два внутренних придела — наверху, «на полатях», два наружных — у восточных углов и еще один придел, прикомпонованный к северо-западному углу храма и помещавшийся над галереей. Последний придел находился на одном уровне с «палатками» храма и сообщался с северной палаткой проходом. Все приделы, даже внутренние, скрытые под переделанной восьмискатной крышей четверика, были отмечены главами, покрытыми блестящей зеленой керамической черепицей. Барабан центральной главы опоясывала керамическая надпись из блестящих зеленых букв, обрамленная керамическими же зелеными валиками. Большая двухпролетная звонница стояла на южной стене четверика, обращенной в сторону Петровской улицы. В 1960 г. была частично реставрирована по проекту В. Лебедевой.

В настоящее время храм действующий.

Петра и Павла на Брезе, Сереткина монастыря. XV в. (?)

Овсище

Небольшая церковь Петропавловского Сереткина монастыря на правом берегу реки Великой, по пути к Снятной горе, интересна прежде всего конструкцией ее сводов. Нигде более не сохранилось такого варианта решения ступенчато-перекрещивающихся арок. Четверик церкви, возможно, относится к XV веку. Очень интересна также ее звонница. В настоящее время звонница эта включена в объем колокольни, построенной, вероятно, в начале XIX века. Пролеты ее заложены, но старые столбы можно видеть, если подняться на чердак западной пристройки храма. Рядом со звонницей — келья, которая, так же как и западная пристройка, относится к XVII веку. На берегу реки, около церковной ограды, еще сохраняются остатки погребов монастырских палат. Своды погребов местами провалились и засыпались землей (См. Ю. Спегальский).

Покрова Пресвятой Богородицы от Торга. Перв. пол. XVII в. (?)

У. К. Маркса, 36

Церковь Покрова Богородицы от Торга впервые была построена в 1522 году из дерева «по обету» во время морового поветрия. Летописец писал, что она была срублена «с теремцами». В 1590 году деревянная церковь сгорела, и была восстановлена в камне (точная дата постройки неизвестна). Как можно судить по перекрывающему ее сомкнутому своду, она подверглась капитальной перестройке во второй половине XVII века. Неоднократно перестраивалась она и позднее. Это небольшая одноглавая церковь с притвором и двухъярусной колокольней под шатровой кровлей. Церковь имела южный придел, который разобрали в 1957 году в связи с выпрямлением улицы К. Маркса. Колокольня была реставрирована в 1964 году по проекту М.И. Семенова.

В настоящее время храм действующий.

Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. 1581 г. (?)

ул. Свердлова, 1

История двойной церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы уходит корнями в 1399 год, когда была построена церковь в честь Покрова Богородицы. Она являлась соборным храмом Покровского мужского монастыря, расположенного в юго-западном углу Окольного города, у Покровской башни, носившей название по монастырю.

В 1581 году во время осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма. И действительно, 8 сентября 1581 года неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене. Казалось, что враг неминуемо ворвется в город. Но псковичи, воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, героическими усилиями отбили захватчиков.

После снятия осады Пскова в 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой Иваном Петровичем Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну — во имя Рождества Богородицы (празднуется 8 сентября – 21 сентября по н.с.— в день отбития штурма). Две церкви соединили в одну, а между ними поставили классическую псковскую звонницу.

В 19 веке перестраивалась. В годы ВОВ очень сильно пострадала.  В 1961-1964 годах была отреставрирована по проекту В.П. Смирнова.

Храм действующий.   Очень хорошая статья об истории церкви на ее сайте 

Преполовения Пятидесятницы. XV в. (?)

Ул. Детская, 2

Церковь поставлена на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. Одноглавая, одноапсидная с притвором, широким крыльцом-галереей на столбах и шатровой колокольней над ними, возведенной в 1867 году. Интерьер бесстолпный, сводчатый. Церковь значительно перестраивалась в XIX-XX вв.

В настоящее время – действующий храм подворья Спасо-Елеазаровского монастыря.

Рождества Богородицы Старо-Вознесенского монастыря. 1833 г.

ул. Советская, 64

Памятник церковной архитектуры эпохи ампира «редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм, свойственных классицизму». Прямоугольный четверик завершен полусферическим куполом, увенчанным декоративным фонариком со шпилем. Северный и южный фасады украшают два монументальных портика. Декор фасадов состоит из карнизных тяг; кронштейнов и лепных розеток. Монастырская церковь построена вместо разобранного южного придела соседней церкви Вознесения. Реставрирована в 1972 г. по проекту В.А. Лебедевой (Псков через века: памятники Пскова сегодня. СПб.: Ферт, 1994. С.226)

В настоящее время в церкви располагается планетарий.

Сергия с Залужья. 1581-1593 гг.

Ул. Свердлова, 42

Самый маленький в Пскове одноглавый трехапсидный храм на подклете. Дополнен приделом и притвором XVIII века. Декор фасадов традиционный – лопатки, бегунец с поребриком. В начале XX века сохранялось покрытие главы керамическим зеленым лемехом. Храм был построен по причине переноса Сергиевского монастыря из посада в связи с событиями Ливонской войны. В 1885-1886 гг. церковь была реставрирована. В 1969 г. Была исследована архитектором Н.С. Рахманиной.

В настоящее время законсервирована.

Спаса Нерукотворного Образа. XVII в.

ул. Первомайская, 27

Образская церковь «у Жабьей Лавицы» построена на месте деревянной, однодневной, возведенной в 1487 г. по случаю «великого мора». Когда ее заменили каменной — неизвестно. Это небольшой одноглавый храм, с двухпролетной звонницей над крыльцом и оригинальной композицией придела – с прямоугольным алтарем и с двухъярусным четвериком, увенчанным барабаном с главкой. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века. Фрагментарная реставрация храма проводилась в 1960 г. по проекту Б. Скобельцына.

В настоящее время храм действующий, но требует ремонта.

Троицкий собор. 1699 г.

Кремль

Свято-Троицкий кафедральный собор, Главная святыня и символ Псковской земли, имеет непростую историю. По преданию, место для собора великая княгиня Ольга, которая посещала псковскую землю в 957 году. Согласно летописи, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место, поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице. Построенный во второй половине X века собор был деревянным и сгорел во время одного из пожаров. В 1137-1138 гг. по распоряжению Всеволода-Гавриила на этом месте был построен новый — каменный собор. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский. Однако и этот собор постигло новое несчастье – в 1363 г. обрушились своды. Поэтому  в 1365 году храм перестроили ещё раз. На этот раз храм строился псковскими зодчими во главе с мастером Кириллом из местного известняка. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. В 1609 г. во время сильного пожара в Кремле взорвались пороховые склады, что привело к тому, что стены Кремля обрушились, и очень сильно пострадал собор. Храм был восстановлен и простоял до 1682 года.

Строительство нынешнего собора, четвёртого по счёту, было закончено в 1699 году. В его облике сочетаются черты древнепсковского зодчества и общерусской архитектурной традиции XVII века.

Троицкий собор (1682—1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века галереи нижнего этажа были заложены сплошной каменной закладкой и к ним снаружи были пристроены контрофорсы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене. «В 1894—1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой» (Ю. Спегальский).

Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Существующие теперь верхний ярус колокольни с четырьмя проемами и покрытие над ним со шпилем относятся к началу XIX века. В интерьере собора установлен уникальный резной семиярусный иконостас конца XVII века.

В настоящее время храм действующий.

Успения Божией Матери с Полонища. 1811 г.

Ул. Георгиевская, 3-а

Успения  Божией Матери с Пароменья. 1521 г.

Рижский пр., 2

Успения Божией Матери в Бутырках. 1777 г.

Красноармейская наб., 47

 ЧАСОВНИ

Царская часовня Воскресения Христова

Часовня Св. Анастасии (1911 г.)

Часовня св. равноап. кн. Ольги

Часовня-усыпальница при ц. Жен Мироносиц (XVI-XVII вв.)

Надгробная часовня стоит юго-западнее храма Жен Мироносиц. Небольшой кубический объем завершен пирамидальной кровлей, увенчанный барабаном с луковичной главкой. Углы декорированы столбами. В интерьере, в нишах восточной стены – фреска «Деисус». Часовня была реставрирована в 1955 году по проекту Б. Скобельцына.

Реклама

1 комментарий (+add yours?)

  1. Зимним вечером « Фотоблог о Пскове
    Фев 29, 2012 @ 13:55:30

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: